Code Review6 мин чтения2026-03-06

Проведение code review: как не превратить ревью в караул

Десять лет назад я думал, что code review — это когда сеньор смотрит на твой код и говорит, что ты неправ. Потом работал в Яндексе, в стартапах, руководил коман

Десять лет назад я думал, что code review — это когда сеньор смотрит на твой код и говорит, что ты неправ. Потом работал в Яндексе, в стартапах, руководил командами. И понял: большинство команд делает ревью неправильно. Тратят часы на споры о форматировании, пропускают баги, демотивируют джунов. А всё потому, что нет системы.

Проведение code review — это не про контроль. Это про обмен знаниями, снижение рисков и улучшение кодовой базы. Если у вас ревью выглядит как "найди 10 ошибок у этого человека", что-то пошло не так.

Зачем вообще это нужно

Начну с очевидного, но важного. Code review решает несколько задач одновременно.

Первая — поиск багов. Четыре глаза видят лучше двух. Банально, но работает. На одном проекте мы внедрили обязательное ревью, и количество багов, долетавших до продакшена, упало примерно на 40%. Не потому что разработчики стали умнее. Просто свежий взгляд замечает то, что автор кода уже не видит после трёх часов работы.

Вторая — обмен знаниями. Когда джун смотрит, как сеньор решает задачу, он учится. Когда сеньор ревьюит код джуна — тоже учится, потому что понимает, где пробелы в онбординге или документации. Если честно, это может быть даже важнее поиска багов. Команда растёт.

Третья — единый стиль. Не в смысле "пробелы или табы", а в смысле архитектурных решений. Когда пять человек пишут код по-разному, поддерживать его — ад. Ревью синхронизирует подходы.

Четвёртая — коллективная ответственность. Код проходит ревью — значит, за него отвечает не один человек, а вся команда. Это снижает стресс и уменьшает количество "авторских" кусков, которые никто не трогает из страха всё сломать.

Как организовать code review process без хаоса

Хороший code review process начинается не с настроек GitLab, а с договорённостей внутри команды.

Размер имеет значение. Огромный MR на 2000 строк никто не будет ревьюить качественно. Честно? Большинство просто пролистает и нажмёт Approve. Мы на одной команде ввели правило: MR не больше 400 строк. Если больше — разбивай на несколько. Сопротивление было огромное, "как я разобью, там одна фича". Но через месяц все увидели: ревью стало быстрее, качество — выше.

Дедлайны. Ревью не должно висеть неделями. У нас правило: рабочий MR должен быть просмотрен за 24 часа. Срочный — за 4 часа. Если не успеваешь — говори сразу, передавай другому. Это уважение к времени коллеги.

Автор должен помочь ревьюеру. Нормальный MR включает описание: что делаем, зачем, как тестировать. Если автор кинул ссылку на тикет и молчит — это не MR, это головная боль. Я прошу команду писать хотя бы три предложения: контекст, решение, риски.

Кто ревьюит? Есть разные подходы. Можно назначать случайного человека, можно — ответственного за модуль, можно — обязательного ревьюера + случайного. По моему опыту, лучше работает схема: один ревьюер из команды проекта + один смежник. Первый смотрит логику, второй — интеграцию.

Типичные ошибки, которые я видел раз сто

Первая — ревью как трибунал. Комментарии в духе "зачем ты так сделал?", "это неправильный подход", "учи матчасть". Человек чувствует себя обвиняемым. Закрывается, перестаёт спрашивать, начинает защищаться. Итог — токсичная атмосфера и никакой пользы.

Вместо этого — вопросы. "А почему выбрали этот подход?", "А не рассматривали вариант с Х?". Разница колоссальная. Первое — нападение, второе — диалог.

Вторая ошибка — обсуждение форматирования. Споры о кавычках, отступах, именах переменных. Это не должно быть в ревью. Для этого есть линтеры, форматтеры, git hooks. Настроили однажды — забыли. Ревью — про логику, архитектуру, баги. Не про то, где стоит запятая.

Третья — ревью без контекста. Открыл MR, смотрю код. Что это? Зачем? Как должно работать? Хороший автор даёт контекст. Хороший ревьюер — спрашивает, если контекста нет.

Четвёртая — задержки. MR висит неделю. Автор уже забыл, что там было. Контекст потерян. Надо возвращаться, вспоминать. Это потери. Ревью должно быть быстрым или не быть вовсе.

Пятая —approve без прочтения. "Ты сеньор, тебе виднее". "У нас горит дедлайн". "Это мелкий фикс". Знакомо? Такое сводит на нет всю идею. Если ревью не нужно — отмените его. Если нужно — делайте честно.

Чеклист для ревьюера

Не изобретайте велосипед каждый раз. Вот базовый чеклист, который работает:

Логика. Решает ли код задачу? Нет ли багов? Обработаны ли граничные случаи?

Архитектура. Нет ли overkill? Не слишком ли сложное решение для простой задачи? Согласуется ли с остальным кодом?

Читаемость. Понятно ли, что происходит? Имена переменных и функций адекватные? Нужны ли комментарии?

Безопасность. Нет ли SQL-инъекций, открытых эндпоинтов, хардкода секретов? Это критично.

Производительность. Не делается ли N+1 запросов? Нет ли лишних циклов? Библиотеки не тянут половину интернета?

Тесты. Есть ли они вообще? Покрывают ли новый код? Не сломали ли старые?

Всё остальное — опционально. Линтер ругается? Это не к ревьюеру. CI упал? Пусть автор починит, потом позовёт.

Автоматизация: пусть робот делает работу

Человек — существо ленивое. И это нормально. Хороший code review tool берёт на себя рутину, освобождая время для важного.

Линтеры, статические анализаторы, тесты — база. Они должны запускаться автоматически при каждом пуше. Упало — MR не идёт на ревью. Зачем тратить время человека на то, что машина делает быстрее?

# Пример .gitlab-ci.yml для базового пайплайна
stages:
  - lint
  - test
  - review

lint:
  stage: lint
  script:
    - pip install ruff
    - ruff check .
  only:
    - merge_requests

test:
  stage: test
  script:
    - pip install pytest
    - pytest tests/
  only:
    - merge_requests

Но линтеры ловят только синтаксис и простые паттерны. Для более глубокого анализа нужен AI. Современные code review tools на базе LLM находят логические ошибки, уязвимости, проблемы с производительностью — то, что линтер пропустит.

Например, AI заметит, что вы используете синхронный запрос в асинхронном коде. Или что регулярное выражение уязвимо к ReDoS. Или что пароль хранится в открытом виде. Человек может пропустить. AI — нет, потому что он проверяет по базе известных паттернов.

# AI подсветит проблему здесь:
async def get_user(user_id):
    # Синхронный запрос в асинхронной функции!
    user = db.query(f"SELECT * FROM users WHERE id = {user_id}")
    return user

# И здесь:
password = "hardcoded_password_123"  # AI: найдена утечка секрета

Мы на последнем проекте подключили автоматический AI-ревью. Первые две недели команда ворчала — "много шума, не всё точно". Потом подстроили правила, отбелили ложные срабатывания. Через месяц поняли: робот ловит 60-70% типовых проблем. Люди фокусируются на архитектуре и бизнес-логике.

Культура важнее инструментов

Можно настроить идеальный процесс, купить лучшие инструменты, но если культура токсичная — ничего не сработает.

Ревью — это диалог. Обе стороны должны быть открыты к обратной связи. Автор — принять замечания без обид. Ревьюер — формулировать конструктивно.

Если человек защищает каждую строчку — проблема. Если ревьюер пишет "это говнокод" — тоже проблема. Нужен баланс.

По-хорошему, команда должна договориться о правилах. Как мы говорим друг другу о проблемах? Можем ли мы не согласиться? Что делать, если не договорились? Эти вопросы лучше проговорить до того, как начнутся конфликты.

Кстати, бывает и обратная ситуация — автор слишком легко соглашается на все изменения. "Ок, переделаю". Это тоже плохо. Автор должен понимать свой код и уметь аргументировать решения. Если ревьюер предлагает ерунду — надо уметь сказать "нет, потому что...".


Процесс выстраивается месяцами. Но начинать можно с малого: договориться о правилах, внедрить базовую автоматизацию, приучить команду к регулярным ревью.

У нас в Distiq есть AI-бот, который берёт на себя рутинную часть code review. Он автоматически анализирует каждый MR, находит баги, уязвимости, проблемы с производительностью и оставляет инлайн-комментарии. Работает с GitLab, GitHub, GitVerse. Подключается за пару минут через webhook.

Это не замена человеку. Но когда робот отлавливает очевидные проблемы, ревьюер может сосредоточиться на том, что действительно важно — архитектуре, бизнес-логике, обмене знаниями. Попробуйте, если хотите ускорить ревью без потери качества.

Попробуйте Distiq для автоматического code review

AI-бот анализирует каждый MR/PR и оставляет комментарии с замечаниями. Интеграция за 2 минуты.

Попробовать бесплатно

Похожие статьи